Hanna Lavryk (gardarika_soul) wrote,
Hanna Lavryk
gardarika_soul

Categories:

Время учиться. Часть 2.




Спасибо огромное всем, кто активно включился в дискуссию на тему творческой учебы в посте "Лето - время учиться". Немного не ожидала такого объема полезной информации, свалившегося на меня в виде подробнейших комментариев!

Просто восхищена, как многие не поленились описать свой опыт участия в различных МК и курсах. Каждый комментарий перечитывала и обдумывала по несколько раз. Наверное, поэтому так долго ходила вокруг написания этого поста :))

Очень конструктивно многие смогли отразить свои ожидания от курсов, преподавателей, что хотелось бы иметь в итоге по завершении промежутка обучения. В чей-то адрес летело больше критики, другие мастера производят впечатление всеобщих любимцев, умеющих и вдохновить, и объяснить. Где-то были нарекания на организацию процесса, и т.д., и т.п.

Надеюсь, авторы-хозяйки этих курсов будут не очень раздосадованы такой критикой на стороне :) Я то знаю, что среди людей, что-то предлогающих или производящих, всегда идет мониторинг обратной реакции. Например, мои отзывы на что-либо, хоть в постах, хоть в комментариях, всегда доходят до объекта обсуждения :)

***
С одной стороны, могу разделять требовательность и взыскательность учеников, а с другой, и организаторов могу понять, т.к. знаю, сколько бывает скрытых, неочевидных трат ресурсов: времени, сил и финансов.

Кроме формально-материальной подоплеки, конечно, каждый рассчитывает, что человек, преподающий и сам является мега-мастером, чьи работы восхищают и вдохновляют, и словами все умеет объяснить, теорию разжевать, и в общении человек располагающий и приятный. "Любит людей" - отличная характеристика!

Часто звучал мотив про недостаток объяснений, нехватку теории. Могу предположить, что способность обрабатывать информацию, структурировать и логически доносить её - умение данное не всем, но так же уверена в том, что не все вещи в рисовании можно "впитать через теорию". Что-то впитывается и прогрессирует только через тренировку связки "глаз-мозг-рука-бумага". И пока эта связка не установится, не перешагнет на пару ступеней выше, новая теория ничего не даст. Порой вам кажется, что ничего не происходит, а куратор видит - процесс идет. Или наоборот. Наличие куратора - человека с незамыленным и более профессиональным взглядом, мне кажется важным.

Общая же тенденция, что люди готовы тратить на учебу времени все меньше, а результат хотят получить как можно быстрее, заставляет не только включать режим "интенсива" у ученика, но и преподавателю изворачиваться. Ускорение или сжимание некоторых процессов , как правило, болезненно сказывается на результате.

Про фактор времени, влияние природных предрасположенностей и талантов, если получится, мне хотелось бы поговорить отдельным постом. Также целый рой мыслей возникает в голове при упоминании академизма, недостаток в котором, как оказалось, многие испытывают. Тоже большущая тема: что люди вкладывают в это понятие? что такое "академизм" на самом деле? где его берут? нужен ли он всем? Оставлю все это для следующих опусов-размышлизмов :)

***
Популярность отдельных тем и направлений.

Возрос интерес к урбан-скетчингу, городскому пленэру, что не удивительно. Есть много художников, достойно представляющих эту тему, продвигающих в самых разнообразных стилях, порой очень специфических и индивидуальных. На этом фоне, сильно "притухла" тема пленэров на природе, не таких динамичных и разноплановых, как городская среда. Признаюсь, сама слегка недолюбливала копырсание в монотонной зелени :)

Совсем ни разу не всплыла тема портретов, или зарисовок людей. Хотя какое-то время назад, встречала многих, для кого портретирование было главным стимулом в обучении рисованию.

***
Периодически поднимался вопрос, почему бы мне не сделать он-лайн курс. Вот уж дудки! Пока рассчитываю вампирить только на живых людях!)))

А если серьезно, для меня в этом вопросе есть несколько определяющих факторов:

- Я не верю в высокую эффективность "заочки", особенно для людей, не имеющих прочного бэкграунда.

- Мне как автору хотелось бы видеть "отклик", прогресс, приживаются ли мои теоретические идеи на практике или нет. И по возможности корректировать этот процесс, что затрудняется "дистанционкой". А если курс и вовсе продается или распространяется как пакет материалов без расчета на взаимодействие... Словом, на данном этапе мне это интересно.

- На мой взгляд, курс может появиться в форме "он-лайн" или "уроки на вынос" без преподавателя, но когда материал будет апробирован на живых людях и я пойму, прежде всего для себя, что это чего-то стоит и имеет право на жизнь, обособленную, без работы с куратором или с дистанционным кураторством.

- Он-лайн флешмобы и коллективные рисовалки другое дело - это проще.

***
Итак, наверное, самое интересное , чего можно ожидать от меня :) Какими темами занимаюсь в данный момент, и которые в перспективе могут перерасти в курсы, тренинги, мероприятия. Может быть.

1. Урбан-скетчинг. "Понимать архитектуру, чтобы рисовать" - примерно такой девиз крутится в голове. Девиз - это самоощущение, но еще не система. То что я архитектор, в чем-то может мне помогать изучать и фиксировать среду на бумаге, чем-то наоборот мешать, заслоняя свежесть восприятия шаблонами и стериотипами. Так или иначе, архитектура - моя профессия, которая накладывает свой отпечаток и на восприятие в целом, и на методы работы в частности.

2. Композиция. Давно и с интересом занимаюсь этим вопросом, как плоскостной, двумерной, так и пространственной, в рамках архитектурной практики. Так же заметила, что для понимания композиции и создания гармонии на листе и в пространстве, вовсе не обязательно уметь рисовать.

Знаю многих архитекторов, дизайнеров и даже иллюстраторов, которые совсем не умеют рисовать в привычном понимании этого слова, но язык не повернется такое сказать вслух, глядя на их работы :)

Приемы гармонизирования и увязывания объектов в единое целое связаны с логическим мышлением, чувством вкуса, меры, общим чутьем, возникающим на основе опыта, практики и знаний. Теоретизирование на этот счет откладывается совсем в другой части головного мозга, чем знания связанные с непосредственной и "дословной" передачей реальности на бумагу.

Хорошим способом, путем изучения и понимания композиции мне видится коллаж и различные способы комбинирования, как на бумаге, так и в цифровой технике. Коллаж, как средство изучения композиции, может тренировать глаз и вкус, не перегружая мозг отвлечением на детали, за которыми "леса не видно", на промахи и трудности в реалистичном рисовании.

***
Эти темы существуют на уровне "перспективы" и моей личной внутренней работы :) Не скрою, взыскательность и требовательность в адрес преподвательской братии по-своему "выхолаживают" и побуждают еще более критично и трепетно относиться к своей работе. Помимо этого, на данный момент не готова заниматься дальним планированием, т.к. личные форс-мажоры "правят балом".

Скоро срываюсь с насиженного места в Крыму, но про "обустройство на новом месте" речи пока и близко нет (иногда мне кажется, что два авантюриста в семье - это уже слишком)). Несколько месяцев буду в разъездах и без конкретного адреса. Пока всё не завертелось, мне сложно представить и оценить, как будет организована моя работа в ближайшее время. Насколько удачно и плодотворно удастся трудиться в пути и на коленке.

Из более менее реального, хотелось бы провести пару пробных встреч-ивентов в Киеве и Львове (август, сентябрь ориентировочно). Полистать, посмотреть работы, поговорить о творчестве, попробовать что-то сделать вместе в виде небольших упражнений из скетчинга или композиции :)

Да и просто знакомствам и новым лицам буду рада!
Tags: art
Subscribe

  • Стамбул 13-21 марта. Скетчинг.

    Очень легким на подъем адресуется :) С 13 по 21 марта буду встречать весну и пленэрить в Стамбуле. Если случайно в этот момент вы тоже там или хотите…

  • Как искать натуру для "ботанички".

    "Я не рисую ботанику", - этой полушуточной присказкой я озаглавливала каждый второй пост в инстаграм, когда выкладывала свои рисунками с элементами…

  • Hello, 2017!

    Праздники прошли, и вот теперь, я считаю, самое время сесть и написать пару строк без суеты. Ритмично застучали пальцы по клавишам и я тут же…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Стамбул 13-21 марта. Скетчинг.

    Очень легким на подъем адресуется :) С 13 по 21 марта буду встречать весну и пленэрить в Стамбуле. Если случайно в этот момент вы тоже там или хотите…

  • Как искать натуру для "ботанички".

    "Я не рисую ботанику", - этой полушуточной присказкой я озаглавливала каждый второй пост в инстаграм, когда выкладывала свои рисунками с элементами…

  • Hello, 2017!

    Праздники прошли, и вот теперь, я считаю, самое время сесть и написать пару строк без суеты. Ритмично застучали пальцы по клавишам и я тут же…