Hanna Lavryk (gardarika_soul) wrote,
Hanna Lavryk
gardarika_soul

Categories:

Зимняя Одесса. Мысли о прекрасном - будущих курсах на выезде.

Пока меня все еще продолжает засыпать потоком писем про он-лайн уроки, прям как тем одесским снегопадом :) предлаю вам прогуляться по Тем Самым снежным улицам.

По улицам, с которых, только лишь сойдет снег, придет весна и мы неприменно устроим дорожные рисования, городские зарисовки и путевые заметки для тех, кто смущается делать всё это в одиночестве. Или не смущается, но и не против присоединиться к компании и обогатить свой репертуар новым опытом.



Надеюсь, ничто не помешает провести этот очередной курс-пленэр в апреле. В этот раз с тем упором, который я планировала для второго заезда во Львов прошлой осенью: рисование в блокноте, сбор дорожных впечатлений.

На мой взгляд путевой дневник более широкое понятие, чем просто городская зарисовка или зарисовка архитектуры, хотя и её тоже может включать без сомнения.

Путевой дневник, с одной стороны, явление более личное, т.к. предполагает фиксацию персональных впечатлений, передачу своего личного отношения к объектам и событиям. У разных людей в одном и том же месте все эти эмоции будут разные. А с другой стороны, этот дневник является вещью, которую мы хотим показывать, иллюстрируя свой рассказ перед другими людьми, о каком-то увлекательном промежутке своей жизни - времени в пути, времени знакомства с новыми местами, или даже о знакомстве с самим собой и открытиях, которые можно совершать, никуда не выезжая: т.к. "я" - это уже целая вселенная, и ровно столько, сколько этих вселенных вокруг, существует столько же способов рассказа "об одном и том же".



Так же путевой дневник намого больше подходит под реализацию установки "рисовать всегда и везде".

• Со мной очень много всего прекрасного происходило, когда я садилась рисовать, едва проснувшись, пока мозг еще спит, но ты уже встал с какой-то там ноги, и у дня уже заложен и характер и настроение.

• Можно быть очень плодотворным рисуя за едой, т.к. едим мы, как правило, раза три в день с завидной регулярностью и не бросаем эту привычку на протяжении жизни :) Вот прекрасный повод и "привычку рисования" закрепить в своем графике так же плотно.

Рисование во время разговоров или выступлений уже никогда не позволит назвать беседу пустой, а время потраченным зря. Да еще и послужит своеобразным клеем-фиксатором для памяти: кто говорил, о чем говорил, где, когда. Даже если вы не вели буквальный конспект, короткие рисунки имеют свойство воскрешать в памяти недостающие элементы, вплоть до звуков и запахов, которые нарисовать вообще не представляется возможным.

Рисунки перед отходом ко сну, собирающие впечатления пережитого дня в концентрированную эсенцию. Одно время я не убирала блокнот с ночного столика, т.к. сова по натуре, и вообще самые гениальные идеи и мысли приходят где-то на грани сна и бодрствования.





Да мало ли еще ситуаций, в которых хотелось бы остановиться и порисовать? Хоть лежа в ванной со свечами и резиновыми уточками, хоть сидя на приеме у стоматолога, где нужно занять руки, чтобы отвлечься и побороть страх. Нет никаких догматических ситуаций где точно можно или где точно нельзя. Есть только персональное чувство отдельного человека: где точно хотелось бы.

К сожалению, это чувство бывает очень робким на уровне шопота, и его приходится учиться слушать. В добавок к тому еще изобретать свой "язык визуальной трансформации" для рассказа об окружающем мире и событиях.



***
Академизм учит реализму, разного рода дизайн и иллюстрация - стилизации (любая из школ вручает нам богатый арсенал технических средств), а то как жить, как чувствовать и что об этом рассказывать окружающим мы учимся сами.

Поэтому отчасти на своих уроках я вручаю "технические средства" - какие-то практические знания и умения. А потом потихоньку начинаю стабильную, непоколебимую, порой ленивую, полную догм и шаблонов систему под названием "мозг ученика" расшатывать, выводить из равновесия и провоцировать начинать думать, искать свои пути решения задачи, а не только предложенные. Начинать думать и жить свою творческую жизнь, а не чью-то. Ни Васи, ни Пети и не мою, пусть даже вам очень нравятся наши работы :)

Очень часто люди что-то неплохо создают "под присмотром", но теряются и чувствуют неуверенность переходя в автономию. Секрет и прост, и сложен одновременно: внутренняя самодостаточность при внешней открытоски (открытость оставляет окно для обучения и самообучения, роста и развития). Самодостаточность же не достигается одним лишь рисованием. Это та увереность, о которой многие так мечтают.

Обученность базовым понятиям и техническим премудростям может помочь на пути обретения этой уверенности, но отнюдь её не грантарует.





***
В конечном итоге процесс обучения творчеству сводится к освоению и практических навыков, и к воспитанию в себе автономии и индивидуальности. К проявлению этой индивидуальности можно лишь подтолкнуть, подводя маленькими шажками-упражнениями, но нельзя заставить и навязать извне. Быть собой и каким быть, каким языком выражаться в творчестве - эти решения принимает сам человек. 

Иногда звучит, как изотерическая чушь, но оказывается бывает, что без неё никуда. Не достаточно дать человеку лопату и велеть: "Копай!" Чтобы копать долго и продуктивно нужен смысл, нужна цель. Когда цель работа и есть ясное техническое задание, как критерий приёмки и одобрения этой работы - ок. Когда у людей нет такого критерия, а творчество - элемент самовыражения и эмоционального "хочу" - не знаю чего, зачем, но надо. Вот в этом месте порой и случается каша, разгрести которую и помогает эзотерическая лопата :)





***
Поэтому и залог успеха путевого творческого дневника - это балланс между удачно подобранными техническими средствами и степенью свободы, нетрадиционностью взгляда на окружение, которую мы можем себе позволить, каждый на своем уровне и в своей исключительной мировоззренческой позиции.

И в своих пленэрных уроках-рассказах я буду говорить и о технике, и о "философии". Которая конечно опирается на личный опыт, вкус, цвет, взгляд. Никакой объективности - одна сплошная субъективность :) Об архитектуре тоже буду, без неё никак. Но надеюсь, что для рисования и объяснения архитектуры будут отдельные, более полные программы.

---------
Это был, ставший уже традиционным для моего журнала, сеанс кормления "завтраками" или планы, о которых я думаю и воплощаю с доступной мне скоростью ;)



А пока, вел кам в Одессу снежную! И готовим пленэрные принадлежности к весне ;)







Tags: road_diary, workshops
Subscribe

  • Стамбул 13-21 марта. Скетчинг.

    Очень легким на подъем адресуется :) С 13 по 21 марта буду встречать весну и пленэрить в Стамбуле. Если случайно в этот момент вы тоже там или хотите…

  • Hello, 2017!

    Праздники прошли, и вот теперь, я считаю, самое время сесть и написать пару строк без суеты. Ритмично застучали пальцы по клавишам и я тут же…

  • По фалафелю и едем!

    Лето подходило к концу и становилось понятно - отдыхать по правилам мы не умеем. То есть планировать заранее, то, что люди называют отпуском, ждут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Стамбул 13-21 марта. Скетчинг.

    Очень легким на подъем адресуется :) С 13 по 21 марта буду встречать весну и пленэрить в Стамбуле. Если случайно в этот момент вы тоже там или хотите…

  • Hello, 2017!

    Праздники прошли, и вот теперь, я считаю, самое время сесть и написать пару строк без суеты. Ритмично застучали пальцы по клавишам и я тут же…

  • По фалафелю и едем!

    Лето подходило к концу и становилось понятно - отдыхать по правилам мы не умеем. То есть планировать заранее, то, что люди называют отпуском, ждут…