Hanna Lavryk (gardarika_soul) wrote,
Hanna Lavryk
gardarika_soul

Categories:

Как искать натуру для "ботанички".

"Я не рисую ботанику", - этой полушуточной присказкой я озаглавливала каждый второй пост в инстаграм, когда выкладывала свои рисунками с элементами растений. Исследовать и использовать растительные мотивы, по сути, начала с 2016 года. Легко можно отмотать назад и убедиться, насколько нетронутой эта тема в моей графике была до той поры :)



То, что я рисую, по правде, и не является ботанической иллюстрацией, так же, как не является ею и добрая половина вдохновляющих и поражающих воображение акварельных цветов, натуралистичных овощей и фруктов, прочего популярного в сети. Исконное понятие ботанической иллюстрации вы найдете в Википедии.

Классической ботанической иллюстрацией, считается иллюстрация энциклопедического характера - несущая достоверную информацию о строении и морфологии растения и, если вы изучите справочники, то заметите - гипер-реализм не есть ее обязательным атрибутом, иногда объем и фактура, цвет передаются с большой долей условности. Научность - приоритет, а смоковать детали - это уже новшество, по усмотрению автора.

Я не люблю быть буквоедом. Понятия имеют свойство расширяться. Так же как "скетч" перестал быть просто черновиком и подготовительной стадией к чистовой работе, а вырос в отдельный самодостаточный жанр, под определение "ботанички" сейчас попадает тоже гораздо более широкий спектр работ, чем раньше.




------------
Мне растения стали интересны в плане декоративности, возможности использования их в дизайне, поэтому я потихоньку перевариваю эту тему в своей естественной манере, находя ту грань стилизации, которая бы удовлетворила мое эстетическое видение: где-то между изящностью натурализма и условностью узора, применимого на вещах. По сути, я выкладываю больше мои поиски, тренировки, изучение натуры, которое я делаю прежде чем начать стилизовать и перестраивать форму как-то по-новому.



Живой натуры! Она то и дело мелькает в кадре. Потому что никакой фото-референс не даст столько информации, сколько свежий лист, ветка или бутон. Тем более, когда видишь сколько классных объектов вокруг, зачем есть "доширак" (т.е. кормить свой взгляд чем-то вторичным)? Думаю, людям рисующим давно и бесповоротно такие вещи объяснять излишне. Фото вторично, из плоского изображения никогда не извлечешь больше информации, чем из объемного предмета. Информации такой нужной для собственных трансформаций и манипуляций!

Все равно, что пережевывать кем-то переваренную пищу! Много в ней осталось полезного для вас лично? Только если собственный желудок еще как у птенца, не способен к перевариванию, тогда с такой пищей действительно иметь дело проще))



•••
Поиск натуры - этап рисования


Начинающие рисовальщики почему-то упускают из вида факт, что поиск натуры - это тоже этап рисования. Он занимает время - бывает что да, если находка не спонтанная. Требует усилий - определенно, потому что счастливые находки случаются не каждый день, иногда нужно и напрячься. Нужно ли на этом этапе уже думать как ты будешь рисовать или чем? - бинго, да! Не достаточно найти просто красивую фиговину, с которой не знаешь как быть и как бороться. Натура должна как-то соотноситься с задумкой и личной манерой рисования, стилистикой. Либо объект вы ищите под замысел, либо найденную "прелесть" оцениваете - а она будет смотреться на вашем визуальном языке? как вы о ней расскажите на бумаге? какими средствами?

Если все это знаешь и понимаешь, поиск объектов становится не проблемой, а увлекательным квестом, преддверием, трепетным предвкушением или, как минимум, само собой разумеющимся фактом, частью рутины. 

В принципе, это лирика или какая-то высокопарная абракадабра, а простые люди спрашивают: "Где искать натуру для "ботанички", особенно зимой, особенно в Мухосранске?" Лично я проблемы не вижу ни в географии, ни в сезонности, если проблема и есть, то скорее в "организации процесса" и подхода к нему.



Поэтому я решила описать свое видение. На основе жалкого опыта в один год эпизодической работы над темой ботаники. И это не ложная скромность, а сарказм, потому что за "жалкий год" можно горы свернуть, если на чем-то сосредоточиться :))





•••
Растения есть везде


Здесь понадобится наблюдательность и умение смотреть по сторонам и под ноги. Вспомните основы школьных предметов, типа географии и биологии, о том, что фотосинтез - источник кислорода на Земле. А значит растения точно есть везде: от тропиков до полярного круга, и даже немного за ним до самой вечной мерзлоты... но там и населенных пунктов немного :)

Так что, при всем желании, не могу поддержать жалобу про "я живу в неправильном месте, здесь неухожено и с растениями туго". Чем меньше город, тем быстрее начинается "зАгород", а деревня - это просто кладезь живой натуры! Поле, лес, перелесица. Главное глаза разуть и вооружиться виртуальной лупой :)

В больших городах всегда есть клумбы, парки и цветочные магазины, в конце-концов. Обратите особое внимание на садовые суперкеты и ботанические сады - это неисчерпаемый источник натуры в полисе. Даже собственный подоконник никто не отменял - вы можете вырастить свою музу самостоятельно!

Конечно, если считать, что рисовать ботанику - это значит только экзотические цветы, тропические листья и то, что предлагают видеоуроки, что ж.. тогда вы сами себя ограничиваете :) 




------------
Я жила и в маленьких городах, и больших, и в деревне на краю света. И совершенно точно знаю, о чем говорю :) В детстве источником вдохновения для меня был бабушкин сад, любимое время на рассвете - все веточки, листья, бутоны - чудо как хороши! А особое место - грядка клубники. Летом на ее мохнатых листьях очень красиво ложится роса, а зимой (даже зима ботаническим вдохновениям не помеха!) она невероятно художественно покрывалась инеем.

Не всегда то, на что вы смотрите, то вы и рисуете. Но, когда вы умеете находить для себя визуальное вдохновение, значит и натуру находить сможете! Это важная часть процесса. Никто ничего не должен приносить художнику, даже аматору, в клюве или на блюдечке со словами: "Рисуй, дорогой!"

Если хотите создавать интересные вещи, научиться их искать - тоже ваша забота ;))





•••
Лето время заготовок.


В случае, если тема ботаники единственное направление, которое вы развиваете в рисовании, то скорей всего вам придется приспособиться к сезонным циклам. В этом нет проблемы, как никто не делает сложности из того, что летом мы ходим в сандалиях и с голыми коленями, а зимой в меховых сапогах и варежках.

Просто нужно постараться максимально разумно использовать условия своей среды.



Теплое время года можно посвятить активному рисованию с натуры, сбору и заготовке материалов (о заготовках чуть подробнее ниже), а зимой заняться графической переработкой собранного, оцифровкой и если здорово не хватает "живого", то сбегать для поднятия настроения в цветочный магазин за букетом или другом в горшке, перенести зимние каникулы в теплые страны или найти иной способ, как себя порадовать свежей зеленью в ожидании весны :)

------------
Я от смены сезонов не страдаю ни чуть, потому что:

а) ботаника не единственная моя тема
б) я разумно подхожу к ресурсам среды, т.е. рисую доступное по сезону и делаю/использую собственные заготовки
в) устраиваю себе маленькие радости, которые перечислила в виде букетов и поездок в теплые места :)





•••
Поездки.


Когда у человека есть правдивая, настоящая страсть, он о ней помнит всегда и не делит время занятое ею на работу и отдых. Поэтому если хоть маленькая часть вашего мозга думает о любимом увлечении во время отпуска или деловой поездки в непривычное место, то на глаза вам непременно попадется "полезное зерно".



Сделать фото впрок, сорвать интересный лист - много времени не займет, об этом главное помнить. А можно сделать и короткую техническую зарисовку - это чуть дольше, но для любимого дела выкроить пару минут не должно быть жалко))

------------
Я езжу в Крым как рабочий архитектор, но не упускаю возможности собрать улов и для других моих занятий. Поездка в деревню - тоже шанс. Теплые края - готовьте папку для гербариев потолще!





•••
Как делать заготовки.

Заготовки можно делать нескольких видов:

а) живые растения
б) сухие растения
в) фотографии
г) рабочие скетчи "в поле"



------------
Если я что-то срываю, то смотрю как это лучше сохранить: можно ли высушить или стоит рисовать быстрее пока объект не потерял свой вид. Что-то лучше поставить в воду, что-то лучше не ставить. Некоторым растениям помогает продлить жизнь хранение в холодильнике между сеансами рисования. Так или иначе сбор "кучки материала" предполагает, что на несколько дней нужно будет засесть за интенсивную работу с натурой. Даже если под "днем" я имею ввиду ежеутренние или ежевечерние присесты :)

Проще будет с сухоцветами или гербариями, но вид у них соответственный - не живой.

Фотография поможет сохранить то, что вы не в состоянии сберечь надолго или унести с собой. Но скорее она хороша как дополнение к другим видам заготовок. Например "в полях" вы сделали короткий скетч, чтобы сохранить то, что видно только глазу. А на камеру зафиксировали то, что понадобится в дальнейшем для развития задумки, чего не отразишь в двухминутной зарисовке.





•••
Использование чужих изображений.

Когда речь заходит о референсах, всем сразу вспоминаются "картинки из интенета", "картинки в свободном доступе". Каких только обезличенных выражений не встретишь. Лично я бы их так не называла :)

Мой совет ярым ленивцам - формируйте у себя в голове правильную расстановку понятий! Любая картинка сделанная не вами - это чужая картинка! Не важно, где вы ее нашли и в каком она доступе. То, что логотип Кока-колы находится в открытом доступе, не значит, что любой вправе использовать тот же шрифт. Если фильм вы смотрите по телевизору - не значит, что вы можете взять сценарий и переснять его по своему вкусу.

У любого изображения есть автор и правообладатель. Оно чье-то. Если вы используете чужие картинки в качестве референсов - это не табу, но стоит разбираться, где проходит грань между заимствованием и плагиатом. И если плагиат понятие юридическое и довольно четко обозначенное, то у заимствования гораздо более гибкие рамки, которые скорее регулируются этикой. А это уже тема отдельного и непростого разговора :))

Насколько этичным вы хотите быть, насколько самобытным - выбор рамок абсолютно за вами :)




------------
Надеюсь, мои советы кто-то найдет полезными, кого-то они вдохновят.

И я, действительно, от всей души желаю вам приятной охоты за натурой и визуальными вдохновениями.
Это квест, это фан! ;))

Tags: art, motivation, speak_about
Subscribe

  • Hello, 2017!

    Праздники прошли, и вот теперь, я считаю, самое время сесть и написать пару строк без суеты. Ритмично застучали пальцы по клавишам и я тут же…

  • Вопрос, который лучше не задавать художнику на первом свидании.

    Несмотря на кажущуюся провокативность заголовка, я хочу повести речь не о тех вопросах, которые могут задеть или обидеть человека, которые…

  • Как не сравнивать себя с другими.

    Короткий и честный ответ - никак. До тех пор пока мы живем в социуме, в окружении себе подобных двуногих-двуруких, мы будем мысленно пытаться…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments